Юзабилити – это термин, который применяется для обозначения той степени легкости, с которой пользователи могут использовать особенности тех или иных предметов или инструментов для достижения конкретной цели.
Термин юзабилити можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Наибольшую распространенность этот термин приобрел в компьютерной среде и, в особенности, в Интернет, где под ним очень часто понимается интуитивно понимаемая легкость использования пользователями существующих веб-ресурсов. Качественное юзабилити тестирование является одним из важнейших составляющих успешности того или иного сайта, размещенного в Интернет.
Якоб Нильсен, один из признанных гуру юзабилити в Сети, так говорит по этому поводу: «О качестве сайта, размещенного в Сети, следует судить по скорости интуитивного понимания пользователем структуры размещения содержания на сайте и быстроте обновления его страниц. Пользователи Сети не любят и не хотят долго ждать. Меньше всего они хотят знать, как наиболее успешно пользоваться той или иной загружаемой страницей и тем более читать какие-либо многостраничные руководства. Пользователи должны моментально понять то, как функционирует сайт и как им наиболее удобно пользоваться, сразу же после того, когда бросят на него свой взгляд. Качество содержания главной страницы сайта должно осознаваться и пониматься пользователем по его структуре буквально за несколько секунд».
Для понимания сущности юзабилити надо четко проводить линию между удобством использования того или иного объекта пользователем и техническим или инженерным удобством объекта. Удобный с инженерной точки зрения объект, например Интернет-банкинг, отвечающий всем техническим требованиям, а также требованиям налогового и банковского законодательства, может быть неудобен с точки зрения пользователя, а значит, обладать плохим юзабилити, не позволяющему рядовому посетителю Интернет легко разобраться и эффективно использовать все предоставленные ему инструменты.
Это вовсе не означает, по мнению специалистов нашего сайта, что юзабилити видит в рядовом пользователе бездельника, не желающего предпринимать никаких усилий, чтобы освоить тот или иной полезный, но довольно сложный для понимания и освоения инструмент. Сверхзадача юзабилити – дать возможность сделать это пользователю как можно легче, потому что помимо этой проблемы у него существует еще не один десяток других проблем, на которые также необходимы время, силы и деньги. Таким образом, юзабилити – это не заигрывание с клиентом, а демонстрация искренней заинтересованности в нем и уважения к нему.
Юзабилити — секрет кофморта пользователя
Термин юзабилити – одно из самых молодых понятий в микроэргономике. В самом широком смысле оно обозначает общую степень удобства того или иного предмета при его использовании. В переводе с английского usability дословно означает «применимость», «удобство пользования». Несмотря на то, что внешне этот термин схож с понятием «эргономичность», он отличается от него не только нюансами определения, но и имеет несколько иную область распространения.
Согласно опыту нашего сайта применительно к компьютерным технологиям под юзабилити понимают такую концепцию разработки интерфейсов web-страниц или программного обеспечения, которая ориентирована на психологически и эстетически максимально комфортное их восприятие пользователем и удобство для его работы.
Тем не менее, в контексте таких сложных технических продуктов как бытовая техника или средства связи, термин «юзабилити» всё чаще используется как синоним слова «эргономичность». Более того, распространяясь на еще более широкий круг предметов и явлений, он может употребляться и тогда, когда необходимо дать определение степени эффективности выполнения своих функций теми или иными механическими предметами, например, мотком, механической защелкой, дверной пружиной и т.д.
Согласно международному стандарту ISO 9241-11 юзабилити определяется как «степень, с которой тот или иной искусственный продукт может быть использован конкретными пользователями при конкретном контексте использования для достижения конкретных целей с необходимой эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью». При этом контекст использования предмета как раз и определяет относительную важность всех трех аспектов, приведенных в этом определении.
Полевой эксперимент, выполняемый с целью определения, насколько комфортно пользователи могут использовать в собственных целях тот или иной искусственный объект, под которым может пониматься как веб-страница в Интернет, пользовательский интерфейс программного обеспечения или техническое устройство, принято называть юзабилити-тестированием.
Нередко понятие юзабилити-тестирование путают с понятием исследования взаимодействия человек-компьютер. Между тем, разница между ними значительна. Если исследование взаимодействия человек-компьютер акцентировано на формулировании универсальных принципов, то задачи юзабилити-тестирования значительно скромнее. С помощью этого метода оценивается только удобство использования объекта или группы объектов пользователем.